Сегодня суббота, 28.03.2020: публикаций: 7456
Аналитика. Опубликовано 23.01.2020 11:16  Просмотров всего: 1029; сегодня: 10.

Психологический кризис детей при переходе из начальной школы в среднюю

Психологический кризис детей при переходе из начальной школы в среднюю

Переход учащихся из начальной школы в среднюю совпадает у детей по времени с возрастным психологическим кризисом. Это время (возраст 10–12 лет) называют кризисом отрочества, предподростковым кризисом, кризисом младшего подросткового возраста. Как описать психологические особенности детей этого возраста? Что происходит с личностью ребенка в этом возрастном периоде? Какие психосоциальные факторы являются определяющими? Вопросы являются актуальными для родителей, психологов и педагогов всего мира, вне зависимости от системы образования и в разных странах. Подробности многолетнего исследования представлены в научном материале профессоров – Н.С. Колишева (Болгария), Е.В. Славутской и Л.А. Славутского (Россия). DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.390-403.

Проведено лонгитюдное исследование психического развития детей (в возрасте 9–14 лет) в период перехода в основную общеобразовательную школу, позволяющее в динамике количественно анализировать структурирование личностных черт учащихся. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки системного подхода к описанию переходных периодов в психосоциальном развитии. Цель данной статьи заключается в описании результатов исследования, подтверждающего общую концепцию о необходимости рассматривать предподростковый возраст как единый переходный период между младшим школьным и подростковым периодами психического развития.

С учащимися общеобразовательных школ (с конца третьего до начала шестого, восьмой классы) проводилось психологическое тестирование с использованием 12 и 14-факторных опросников Кеттелла и культурно-независимого интеллектуального теста Кеттелла. В лонгитюде участвовали 127 школьников третьих классов и 66 школьников восьмых классов. Для обработки данных применялся факторный анализ, который проводился как для всей выборки респондентов, так и после их разделения по уровню IQ и признаку пола.

В результате исследования авторы установили, что в изучаемом возрастном диапазоне взаимосвязи между личностными чертами изменяются не только качественно, но и количественно. Исследование проблемы позволило выявить общие закономерности в структурировании межфункциональных связей, отличающиеся для детей разного пола и уровня IQ, определить «стабилизирующие комбинации» личностных качеств детей в рамках динамического (неравновесного) психосоциального развития, а также обозначить полученные в рамках эксперимента временные границы предподросткового кризиса.

Исследование динамики психосоциального развития в переходный период на основе изучения структурирования межфункциональных связей может быть эффективным инструментом анализа и создания динамических (неравновесных) моделей. Полученные количественные результаты позволяют наглядно показать временные рамки и особенности переходного периода и продемонстрировать проявление базовых принципов психического развития: системной интеграции и дифференциации, антиципации. Выявленные особенности динамики развития учащихся могут учитываться при составлении учебных программ, в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Тематические сайты: Дети, Психология
Сайты стран: Болгария, Россия

Ньюсмейкер: Научный журнал "Интеграция образования Integration of Education" — 3 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/88-19-3/763-10-15507-1991-9468-093-023-201903-5?fbclid=IwAR0hD1ZLfZwQdiXM8FtudFolWPTG52a-Xh387HANnE133yVN0_MufGcojbI
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос