16.06.2020 10:07
Аналитика.
Просмотров всего: 20750; сегодня: 4.

Скулшутинг: как понять причины и предотвратить?

Скулшутинг: как понять причины и предотвратить?

Скулшутинг - по общему определению это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников и учителей внутри учебного заведения. И данный феномен проявляется не только в России, но и в других странах мира. Можно сказать, что это международная проблема, решением которой занимаются специалисты разного профиля, и, в частности, такой области науки и практики как юридическая психология детства. И решение которой требует серьезного подхода к организации профилактики на государственном уровне. Конечно, скулшутинг имеет в разных странах социокультурную, региональную специфику. Но исследования показывают, что за такими действиями несовершеннолетних стоит не только агрессивное поведение, но и целый комплекс складывающихся на протяжении нередко длительного времени разных обстоятельств. К ним можно отнести социальные, психологические, педагогические, клинические факторы риска на фоне индивидуальной уязвимости конкретного ребенка в том или ином случае (например, хронически напряженных отношений в классе или школе, пренебрежения в семейном контексте, нераспознанном длительном депрессивном состоянии и т.д.). В некоторых случаях нападения на школы связаны с проблемами психического здоровья у подростка (часто это скрытые, латентные проблемы психического развития, требующие комплексного подхода с участием врачей). И, что важно подчеркнуть: при наличии этих проблем, он и его семья не получали соответствующую квалифицированную помощь. Зачастую нападения случаются как реакция на длительный буллинг, когда подросток не получал поддержки от ближайшего окружения, взрослые (родители, учителя) по каким-то причинам не вмешивались в сложившуюся ситуацию. И таким образом несовершеннолетний, не справившись с ситуацией, отреагирует ее в агрессивных действиях. По данным ряда научных работ некоторые подростки в результате длительной травли страдали серьезным подавленным состоянием, депрессией, сочетающимися с суицидальными мыслями, которые жертва выражала в итоге в агрессивных действиях, вовремя не получив помощь и поддержку. Что происходило с подростком, который был задержан сегодня, конечно, будет установлено следствием, скорее всего будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, произведен анализ обстоятельств жизни, индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего.

Однако важно также уточнить несколько аспектов. Во-первых, само по себе агрессивное поведение типично для детского и подросткового возраста, есть возрастные периоды, когда наблюдается усиление агрессивных тенденций. Но далее вопрос заключается в степени проявления таких поведенческих реакций. Чем тяжелее поведенческие проблемы, чем раньше они начались, тем интенсивнее должна быть работа специалистов с ребенком. Во-вторых, нужно помнить про эффекты, которые формируются на фоне широкого обсуждения случаев нападений на школы в СМИ и социальных сетях, поскольку может сложиться впечатление, что такие ситуации становятся характерными, но это не совсем так. В-третьих, нельзя стигматизировать тех людей, которые имеют проблемы психического здоровья, нельзя ставить знак равенства между здоровьем и преступлением, поскольку связи намного сложнее. Важнее говорить о профилактике подобных явлений, системе помощи и различных социальных сервисов, кадровом составе школ, развитии широкой сети досуговых центров (это необходимой для психосоциального развития самих подростков, в т.ч. просоциального досуга и их самоактуализации).

Как мы ранее отметили, агрессивное поведение типично для детей и подростков, и часто оно отражает те трудности, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Такое поведение в школе может проявляться в виде физического (драки, удары, толчки), вербального или косвенного насилия (оскорбления, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы). Сейчас мы наблюдаем проявления агрессивного поведения в интернете. Хотя опять же не сам по себе интернет влияет на поведение подростка, а то состояние, те актуальные ситуации в физической реальности, которые с ним происходят. Вообще разные виды отклоняющегося (девиантного) поведения имеют свои признаки. И по этим признакам специалисты (педагоги, психологи, социальные педагоги) могут заметить, что ребенок или подросток нуждается в помощи. 

Некоторое время назад мы вместе с нашими коллегами с факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ разработали по запросу Министерстве просвещения Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения для педагогов образовательных организаций. Ориентируясь по этим памяткам, школьные психологи, педагоги, классные руководители, социальные педагоги смогут вовремя заметить признаки дезадаптации и оказать необходимую помощь ребенку. Также мы с разработали методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. 

Существуют также как отечественные, так и адаптированные зарубежные программы работы с несовершеннолетними с поведенческими проблемами, которые показали свою эффективность (например, кейс-менеджмент, программы раннего вмешательства, антибуллинговые программы и т.д.). Однако здесь любые программы должны использовать подготовленные профессионалы, имеющие специализацию в данной области.

Конечно, недостаточно наличия памяток и программ профилактики. Нужны те, кто будут эти программы и алгоритмы реализовывать. Поэтому сейчас как никогда актуально говорить о подготовке специалистов в области работы с социальными рисками и девиантным поведением. Более 10 лет назад факультет юридической психологии МГППУ совместно с Московским университетом МВД и МГУ принимал участие в разработке ФГОС "Педагогика и психология девиантного поведения". И с тех пор мы, а также еще 22 гражданских вуза страны (помимо ведомственных) готовят таких специалистов. У нас также есть магистерская программа "Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение, профилактика", а в Университете - магистерская программа "Школьная психология", которая непосредственно готовит школьных психологов по актуальным направлениям, включая профилактику нарушений поведения. В 2018 году мы апробировали программу повышения квалификации для педагогов-психологов всех уровней образования "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде", которая была разработана непосредственно для школьных психологов с учетом острых и актуальных проблем. Регулярно проходят конференции и семинары по проблемам профилактики девиантного поведения, причем не только в МГППУ, но и в других вузах, других регионах, на которых специалисты могут обмениваться профессиональным опытом и различными практиками работы с детьми и подростками. Однако сейчас остро стоит вопрос о системе комплексной профилактики неблагополучия, отклоняющегося поведения, комплексной помощи детям и подросткам, а это возможно, когда усилия объединяют ученые и практики, специалисты и родители.

Авторы: Варвара Васильевна Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ; Наталья Викторовна Богданович, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ.


Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
29.03.2024 14:42 Консультации
5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
Современный автомобиль является сложным механизмом, требующим регулярного технического обслуживания и ремонта. Однако, не всегда необходимо обращаться к специалистам на станцию технического обслуживания для решения возникающих проблем. В этой статье эксперт Компании ЛАТ расскажет про несколько...
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
29.03.2024 11:42 Новости
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
В Музее военной формы Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги «Юные защитники Родины. Память о вас никогда не умрет». В мероприятии приняли участие: Советник Председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, заместитель начальника...
Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...