О том, как найти баланс между этими понятиями, когда речь идёт о детях с ментальными особенностями развития, рассказывает медицинский психолог детского диспансера СККСПБ №1 Юлия Барабанова (Ставрополь).
Ребёнок с умственными нарушениями может появиться в любой семье. Видя, что малыш отстаёт от сверстников или не соответствует «общепринятым нормам», родители в буквальном смысле становятся одержимыми целью во что бы то ни стало минимизировать этот «разрыв». Все силы бросаются на то, чтобы малыш заговорил, научился читать, писать, знать цвета, фигуры и т. п. Они тратят на это колоссальные ресурсы, подчас забывая о личности ребенка. Личность же воспитывается в семье.
Дорогие родители! Развитие заключается в формировании и укреплении жизненно необходимых навыков коммуникации и самообслуживания. Воспитание формирует личность.
Развивать навыки – задача специалистов. Вам же нужно выполнять и соблюдать их рекомендации дома.
Воспитать личность ребёнка могут только родители. Научите малыша аккуратно кушать, пользоваться носовым платком, играть с детьми, слушаться старших. Да, это сложная задача. На порядок выше, чем учить цвета. Именно семья становится надежной крепостью в развитии и формировании ребёнка.
Что нужно развивать у особенного ребёнка?
1. Коммуникацию (невербальную и вербальную). Ребенок должен уметь показать, просить о своих базовых потребностях (кушать, пить, позвать на помощь), которые сохранят ему жизнь. Невербальная коммуникация – это указательный жест или жест в сторону предмета.
2. Базовые навыки самообслуживания (одеваться, соблюдать гигиену, готовить пищу).
3. Ручной труд. Это и бытовые навыки (уборка, обращение с бытовыми приборами), и труд, который может принести материальное поощрение - стимулировать рисование, вышивание, лепку.
Что воспитывать и прививать?
1. Семейные традиции. Например, совместный ужин, украшение новогодней ёлки, чтение перед сном, совместное рисование, написание друг другу писем. Можно завести традицию отмечать День семьи, День защиты детей, пятничный вечер. Отлично подойдёт и приготовление пищи по определенному рецепту, передающемуся из поколения в поколение.
2. Прививать этические нормы поведения за столом: умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами, кушать не так, как удобно, а как принято по правилам этикета.
3. Обязательно воспитывать и прививать интерес к другим, норматипичным детям!