12.05.2023 11:32
Новости.
Просмотров всего: 6206; сегодня: 2.

Экологическое образование в России: Главархив — об истории вопроса

Экологическое образование в России: Главархив — об истории вопроса

Экологическое образование в России развивалось постепенно. Важной вехой в становлении экологического образования в России стала деятельность отечественных натуралистов XVIII века – Иоганна Георга Гмелина, Георга Вильгельма Стеллера, Степана Крашенинникова, Ивана Лепехина, Петера Симона Палласа, Василия Зуева и других. 

Во второй половине ХIХ века против формального изучения природы (то есть чисто прагматичного и утилитарного отношения к ее благам) выступили видные просветители: Виссарион Белинский, Лев Толстой, Александр Герцен, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Николай Чернышевский. Философы и критики подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, отражающихся на поведении человека. 

Данные идеи были популярны в обществе потому, что люди стали чаще обращать внимание на проблему нерационального использования ресурсов и стали думать о том, что необходимо создавать научные и административные организации по охране окружающей среды. В 1850-е годы стали разрабатывать первые программы для высших учебных заведений, которые были посвящены вопросам экологии. Популяризации этого направления способствовали такие ученые, как Андрей Бекетов, Владимир Вернадский, Дмитрий Кайгородов, которые рассматривали живые и неживые объекты и явления природы в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости. Проникновение идей из дисциплин естественнонаучного цикла в школьное образование послужило основой для экологического образования в России. 

В ХХ веке известный педагог Константин Ушинский в своих трудах писал о том, что воспитательная функция природы мало оценена в педагогике и призывал к тому, чтобы сделать процесс общения детей с природой неотъемлемой частью эстетического воспитания. В то время считалось, что познание природы формирует и бережное отношение к ней. Становление же современного экологического образования связано с работами Ивана Зверева, Анатолия Захлебного, Бодо Иоганзена, Низами Мамедова, Ирины Суравегиной.

Ранее Главархив писал об ученом-экологе Валентине Рахилине, который также внес вклад в развитие и реализацию идей экологического просвещения. В день экологического образования Главархив подробно рассказывает о жизни ученого и документах, которые представлены в его личном фонде.

Значительная часть его творческого наследия состоит из научно-методических статей о внеклассном воспитании и экологическом образовании школьников, методических пособий для лекторов. Также Рахилин составлял словники к энциклопедиям, писал статьи для «Энциклопедического словаря юного натуралиста», занимался разработкой программ для народных университетов. В фонде представлена коллективная научная библиография «Историко-географические источники для изучения динамики взаимодействия природы и общества».

Широко представлены также статьи и доклады Рахилина по истории естественных наук и естественнонаучного образования, в том числе по истории юннатского движения, истории Московского общества испытателей природы. Например, можно найти материалы о научной деятельности ученых-естественников Николая Пржевальского, Дмитрия Россинского, Петера Симона Палласа, Леонида Сабанеева. Любопытное исследование посвящено деятельности Сергея Аксакова как биолога. Также представлены материалы о сотрудничестве Рахилина с музеем-заповедником «Абрамцево». Также в фонде есть статьи и очерки ученого, опубликованные в гражданской прессе,  отчеты с конференций и проблемные заметки.

В своих работах Рахилин писал о том, что «<…> трудность образования и воспитания эколого-природоохранительного мировоззрения у современных школьников обусловлена тем, что большинство населения нашей страны – городские жители, утратившие и утрачивающие ранее существовавшие органические связи с природой».

Ученый состоял во Всероссийском обществе охраны природы, был членом научно-методического совета по народным университетам. В 1992 году ему было присвоено звание почетного члена ВООП. Активно Рахилин участвовал и в деятельности общества «Знание». Читал научно-популярные лекции, состоял в координационной комиссии по вопросам охраны природы и рациональному использованию ресурсов, участвовал в организации всемирных дней окружающей среды.

Свои педагогические разработки ученый использовал при чтении курсов лекций в Тобольском государственном педагогическом институте имени Дмитрия Менделеева, Мичуринском государственном педагогическом институте. В 1970-е годы он был членом ученого совета Института географии АН СССР, в конце 1990-х годов был членом диссертационного совета при Институте истории естествознания, где занимался научной деятельностью. Много времени Рахилин посвящал и работе с молодежью. 

Так, в конце 1970-х – начале 1980-х годов он был членом научно-методического совета станции юных натуралистов при Министерстве просвещения РСФСР, руководил университетом по охране природы при Центральной станции юных натуралистов, организовывал проведение массовых праздников «День птиц», проводил слеты юннатов, участвовал в организации Всесоюзного слета юннатов в Артеке в 1989 году. Позже в проведении «Дня птиц» должны были принимать участие школьники, а для этого Валентин Рахилин придумал специальный конкурс, который помогал школьникам развить практические навыки по взаимодействию с природой. 

Рахилин писал об условиях конкурса так: «Чтобы стать победителем в конкурсе, каждая школа должна изготовить не менее 75 качественных гнездовий на каждые 100 человек учеников и создать первичную организацию Общества по охране птиц, в которой состояло бы 80% от всего количества учащихся». За участие в соревновании полагались ценные призы, например, в 1959 году победители в качестве премии могли получить телевизор, мотоцикл, аккордеон, радиолу или денежный приз в размере 2500 рублей, а также к ним полагались грамоты и диплом.

Кроме просветительской деятельности Валентин Рахилин был одним из авторов и членом редколлегии двух изданий «Энциклопедического словаря юного натуралиста», а с 1976 года состоял в редколлегии журнала «Юный натуралист», на страницах которого регулярно появлялись его научно-популярные очерки, печатался он и в других изданиях.

На протяжении многих лет Рахилин работал на Всесоюзном радио: писал тексты к радиожурналу «Родная природа» и отвечал на письма радиослушателей, был автором и ведущим цикла радиопередач «Лес – наше богатство». По заказу Центрального телевидения писал сценарии для телепередач о природе («Телевизионный клуб кинолюбителей», «Научные встречи» и других).


Участники событий и другие указанные лица:


Валентин Рахилин. 1998 г. Главархив Москвы
Валентин Рахилин. 1998 г. Главархив Москвы

Статьи Валентина Рахилина, посвященные экологическому воспитанию. 1950-е–1990-е гг. Главархив Москвы
Статьи Валентина Рахилина, посвященные экологическому воспитанию. 1950-е–1990-е гг. Главархив Москвы

Статьи Валентина Рахилина для «Энциклопедического словаря юного натуралиста». 1960-е–1990-е гг. Главархив Москвы
Статьи Валентина Рахилина для «Энциклопедического словаря юного натуралиста». 1960-е–1990-е гг. Главархив Москвы

Статьи Валентина Рахилина, посвященные истории юннатского движения. 1970-е–1980-е гг. Главархив Москвы
Статьи Валентина Рахилина, посвященные истории юннатского движения. 1970-е–1980-е гг. Главархив Москвы

Документы участия Валентина Рахилина в юннатском движении. 1940-е–1960-е гг. Главархив Москвы
Документы участия Валентина Рахилина в юннатском движении. 1940-е–1960-е гг. Главархив Москвы

В. Рахилин. Программы народных университетов охраны природы». 1970-е гг. Главархив Москвы
В. Рахилин. Программы народных университетов охраны природы». 1970-е гг. Главархив Москвы

Интервью Валентина Рахилина в газете «Юная Москва». 1999 г. Главархив Москвы
Интервью Валентина Рахилина в газете «Юная Москва». 1999 г. Главархив Москвы

Печатные издания трудов Валентина Рахилина, посвященных вопросам охраны природы. 1980-е гг. Главархив Москвы
Печатные издания трудов Валентина Рахилина, посвященных вопросам охраны природы. 1980-е гг. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/123566073/
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...