07.08.2024 11:57
Аналитика.
Просмотров всего: 4858; сегодня: 35.

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Цены на авиабилеты по России растут двузначными темпами. В попытках сдержать рост тарифов власти предлагают, в том числе, ввести госрегулирование и ограничить маржу авиакомпаний. Однако представители отрасли и эксперты считают эту меру скорее вредной, чем полезной. Результат может оказаться прямо противоположным: количество рейсов сократится, показатели безопасности ухудшатся и в результате билеты подорожают только сильнее.

Письмо с предложениями, как замедлить рост стоимости авиаперевозок по России, направил вице-премьеру Виталию Савельеву глава комитета по бюджетной политике Совета федерации Андрей Кутепов 1 августа. Об этом сообщает газета «Известия».

По оценкам экспертов, среди предложенных мер есть и более-менее реализуемые: это предоставление скидок детям и сохранение авиабилетов для пассажиров, не явившихся на первый полетный сегмент.

Но есть и весьма неоднозначная с точки зрения рыночной экономики мера: ограничение маржи в 20% от себестоимости при формировании финальной цены билета перевозчиком.

В Совете Федерации считают, что пассажиры недовольны динамическим ценообразованием

Последнее, единогласно отметили опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, может привести к строго противоположному результату: перевозки в итоге только сильнее подорожают.

В частности, инициаторов регулирования, исходя из данных «Известий», не устраивает динамическое ценообразование, когда стоимость билетов растет ближе к дате вылета. Хотя, как заметил один из опрошенных представителей отрасли, именно этот механизм и позволяет потребителю, который умеет планировать свои поездки заранее, приобрести билеты максимально выгодно.

Автор письма вице-премьеру апеллирует к «недовольству граждан» и «возникающему у них ощущению несправедливости» и предлагает ввести единую методологию оценки себестоимости перевозок.

Но участники рынка, со своей стороны, уверены, что это предложение невозможно реализовать на практике: у каждого перевозчика свои бизнес-процессы, которые зависят от размеров флота, штата, маршрутной сети, региона работы, маркетинговой стратегии и договоров с поставщиками. И все это влияет на себестоимость билета.

Кроме того, именно себестоимость перевозки, а не маржа авиакомпаний, постоянно и очень динамично растет начиная с 2022 года, когда, не успев оправиться от ковида, перевозчики столкнулись с новым кризисом.

Стоимость авиабилетов растет в результате увеличения расходов авиакомпаний

В частности, только расходы на обслуживание самолетов уже выросли в три раза в сравнении с докризисными ценами. Авиационное топливо также дорожает темпами до полутора раз в год. По данным «Парламентской газеты» только за период с 1 июля по 1 августа авиакеросин подорожал на 10%. На фоне высоких темпов инфляции, фонд оплаты труда также увеличивается.

Перевозка по данным Росстата уже выросла в цене на 17% по отношению к прошлому году. И далеко не все негативные изменения уже успели отразиться на стоимости авиабилетов. Их эффект в полную силу проявится через 2-4 месяца, поскольку на лето – сезон отпусков – туристы часто планируют поездки заранее, покупая билеты еще весной или раньше.

«Как бы ни было понятно и объяснимо «недовольство и непонимание» граждан, авиакомпании выставляют тарифы не «с потолка» – их затраты растут даже более динамично, чем стоимость билетов для потребителя», – объясняет один из представителей авиационной отрасли.

Другой собеседник с грустной иронией предложил представителям Совета Федерации обратить внимание на общую инфляцию: в России дорожает сейчас вообще все, начиная с продуктов питания в магазинах-дискаунтерах. Вопрос о том, откуда в этих условиях авиаперевозчики должны изыскать средства на замедление роста тарифов, остается открытым.

«Если в текущих условиях авиакомпании прибавят к себестоимости еще и 20 «разрешенных» процентов, то тарифы для пассажиров будут намного выше, чем они есть сейчас», – добавил первый из опрошенных специалистов.

Количество рейсов по России может сократиться, а билеты в низкий сезон – подорожать

Вмешательство государства во внутренние процессы компаний приведет, с большой долей вероятности, к тому, что перевозчики вынуждены будут сокращать маршрутную сеть, лимитировать продажу дешевых авиабилетов заранее.

Может появиться дефицит перевозки. И в первую очередь – по низкомаржинальным внутренним маршрутам. Например, растущая интенсивность рейсов «в облет Москвы» изнашивает флот и увеличивает расходы на его эксплуатацию. 

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева ограничение предельной рентабельности приведет также и к росту цен в низкий сезон – авиакомпании не успеют окупить свои издержки в высокий сезон и будут ставить максимальную наценку на низкий.

Эксперты предлагают субсидирование вместо госрегулирования

«Ни к чему хорошему кроме появления квази-льготных тарифов госрегулирование не приведет. В лучшем случае. А в худшем, представители авиаотрасли, которые и так работают в условиях беспрецедентных санкций, опустят руки и начнут экономить даже на безопасности, чего бы абсолютно не хотелось», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Эксперт отдельно отметил, что меры поддержки, а именно, субсидирование авиаперевозок, дали бы эффект намного лучший, чем госрегулирование тарифов.

И пример тому – 2022 год и начало 2023 год, когда авиакомпании в совокупности получили от государства 125 млрд руб. на компенсации за перелеты по внутренним направлениям из расчета за фактически перевезенного пассажира. Внутренний пассажиропоток тогда достиг 77,7 млн человек, что в целом соответствовало показателям докризисных лет. В 2023 году рост продолжился.

Тем более что даже на уровне Росавиации в 2024 году отмечается значительное снижение темпов роста спроса на внутренние авиаперевозки: общий рост за 6 месяцев составил 3,7%, в весенние месяцы показатели были еще ниже – 1,7% год к году.

Государство должно снижать финансовую нагрузку на отрасль, чтобы замедлить рост стоимости перевозок

Что же касается предложений о скидках для детей – они более жизнеспособны, отмечают эксперты. Однако нельзя забывать, что кто-то все равно должен окупить расходы авиакомпаний на их перевозку. И если на эти цели не предусмотреть госдотаций, то авиакомпании будут вынуждены просто на суммы скидок для детей увеличивать стоимость билетов для взрослых пассажиров.

Проще всего, судя по оценкам специалистов, с мерой в отношении «сгорающих» полетных сегментов. С учетом современных технологий, позволяющих пассажиру оставаться на связи с авиакомпанией даже в случае неявки на первый рейс, это предложение реализуемо.

Однако, как отметил г-н Пантелеев, все, любые действия, которые будут отражаться на объеме затрат авиакомпаний, будут неизбежно приводить к росту стоимости билетов.

Эксперт уверен, что на данный момент правительству и парламенту нужно сосредоточиться на том, как снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль и как поднять доходы населения, а не на регулировании тарифов.

Текст: Екатерина Тропова.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7760 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/58087
Поделиться:

Интересно:

"Люди А. Выбор" в культурном центре Сеченовского Университета
08.09.2024 12:47 Мероприятия
"Люди А. Выбор" в культурном центре Сеченовского Университета
В культурном центре Сеченовского Университета прошел показ спектакля «Люди А. Выбор». Пьеса, написанная народным артистом России Леонидом Якубовичем, по мотивам романа Алексея Филатова «неВойна», была поставлена режиссером Юрием Маковским. Показ был приурочен ко Дню солидарности в борьбе с...
7 сентября 1856 г. в Москве прошла коронация императора Александра II
07.09.2024 10:05 Новости
7 сентября 1856 г. в Москве прошла коронация императора Александра II
Коронация представляла собой большой общеимперский праздник. Такой ее готовили опытные царедворцы, такой она должна была остаться в памяти зрителей. Принимая участие в круговороте блестящих церемоний, дальновидный правитель видел в них не только дань традициям и исполнение представительских...
Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
06.09.2024 11:47 Мероприятия
Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
12 сентября 2024 года состоится уникальное событие в мире российской моды - торжественная церемония, посвящённая присвоению Книгой рекордов Гиннеса России статуса "Старейший действующий художник-модельер России" Татьяне Игоревне Смирновой. Церемония проводится в связи с 70-летием профессиональной...
Великая Отечественная: История семьи Шуреповых
05.09.2024 16:07 Новости
Великая Отечественная: История семьи Шуреповых
Жену и детей фашисты схватили в тот же день, когда ворвались в город. И только через несколько лет произошла невероятная встреча. Александр и Александра познакомились в 1935 году на всесоюзных соревнованиях по лёгкой атлетике. И вскоре поженились. А через три года его пригласили на службу в органы...
«Взгляды» на Сахалине завершаются конференцией и выставкой
05.09.2024 14:16 Мероприятия
«Взгляды» на Сахалине завершаются конференцией и выставкой
10-11 сентября в Южно-Сахалинске пройдет конференция «Взгляды. Искусство и город». В течение двух дней в ЦПКиО им.Ю.Гагарина эксперты паблик и стрит-арта, а также художники участники проекта проведут дискуссии и лекции о работе с городским пространством и сравнят опыты проведения паблик-арт...