26.11.2024 12:54, Редакция: 27.04.2025 10:16
Аналитика.
Просмотров всего: 4975; сегодня: 32.

Мифология Древней Руси

Мифология Древней Руси

Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти.

Особенности древнерусской мифологии

Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы отражены в фольклоре, в летописях и книжной литературе, в традициях и обычаях, в символах и в языке русского народа.

Древнерусские мифические божества

Представления древних о природе отражены в мифах о Роде и рожаницах: подобно природе, Род умирал и воскресал. Капли дождя, которые Род, сидя «на воздусе», метал на землю, способствовали появлению на полях урожая, а в семьях – рождению детей. Рожаницы покровительствовали плодородию.

Исследователи древнерусской мифологии считают, что у древних славян божества делились на три уровня: высший, средний и низший. Славянский пантеон богов не был окончательно сформирован, поэтому роли и иерархии богов в разных местностях разнятся.

Мифологические персонажи высшего уровня

В большинстве мифов главенствующее место в высшей иерархии богов отводилось Перуну – громовержцу и богу войны. О верховенстве Перуна над всеми языческими богами говорится в «Повести временных лет». Перун предстаёт в древнерусских мифах как могучий человек, вооружённый топором, камнями и громовыми стрелами.

Сварог, бог огня и кузнечного дела, дал людям огонь в те времена, когда они не умели добывать его сами; он же сбросил на землю кузнечные орудия. Сварог умел разжигать не только творческое вдохновение, но и любовь – он первым выковал обручальное кольцо, став покровителем семьи и брака.

Сын Сварога Даждьбог, красивый и сильный бог солнца, давал людям добро, свет и благополучие. В его руках были земные ключи, которыми он закрывал землю на зиму; ключи уносили птицы в страну вечного тепла и лета.

Высоко в небе находился молодой и красивый Хорс – сияющее солнечное божество, упоминаемое в «Слове о полку Игореве». Символом Хорса являлся солнечный диск, дающий людям свет и тепло.

Первый росток на землю принёс бог Семаргл, имевший вид крылатого пса, который летал над посевами и охранял их. Он считался богом огня и Луны. Посредник между небесными богами и добрыми земными божествами, Семаргл обладал способностью излечивать людей. 

Упоминаемый в древнерусских летописях Стрибог, бог воздуха и ветра, олицетворял собой одушевлённую силу природу, которая могла быть как доброй, так и разрушительной.

Единственным женским персонажем древнерусского пантеона богов была Макошь (Мокошь), поклонение которой сохранилось в русских деревнях до XIX века. Богиня пряла нити людских судеб и помогала женщинам в рукоделии. По преданиям, в избах можно было услышать звук невидимого жужжащего веретена Макоши.

Мифологические божества среднего уровня

Имели более тесные связи с земными людьми, чем персонажи высшего уровня. Такие божества как Ярила, Велес, Чур влияли на повседневную жизнь людей, являлись объектами поклонения в сезонных обрядах и семейных празднествах.

Молодой и красивый бог весеннего солнца Ярила (Ярило) в белых одеждах и верхом на белом коне своим появлением знаменовал наступление весны и возникновению у людей любовного чувства. В мифах Ярила описывался как юноша с венком на голове и со спелыми колосьями в руках; с ним связывались надежды на хороший урожай и на счастливую семейную жизнь с рождением детей.

Велес, могучий великан с бородой, являлся покровителем домашних животных, символом достатка и богатства славян. Велес научил людей выращивать скот и обеспечивал хороший приплод. В функции Велеса входило также покровительство талантливым людям, сказителям и народным певцам.

Чур являлся добрым домашним духом, отвечавший за сохранность границ между земельными участками и сражавшийся со злыми духами, которым не позволялось переступать «через чур».

Персонажи низшей мифологии

Переданы в народном фольклоре как демонические существа, способные причинить вред людям. К ним относились способные принять различный облик черти, лешие, водяные, русалки, кикиморы, банники. Им противопоставлены добрые домашние духи. Отмечено, что персонажи низшей мифологии оказались наиболее «живучими»: их образы сохранились в фольклоре, сказках, литературных произведениях.

Основные темы древнерусских мифов

Сотворение мира

Записано несколько вариантов славянских мифов о сотворении мира; многие из них напоминают мифы других народов о рождении мира из яйца. Яйцо – символ животворящей силы – выступает в мифах как модель Вселенной, свёрнутой в яйцо. В мифах славян яйцо теряет утка, пролетая над безбрежным морем, яйцо раскалывается на две части, из которых образовались земля и небо. Другой вариант: яйцо охраняет змей, герою удалось убить змея и расколоть яйцо на три части – так образовались три царства (небесное, земное и подземное).

После крещения Руси в мифах о сотворении мира появляется Бог, который словами и мыслями создал землю и всё в мире. В апокрифической (отступающей от библейских канонов) литературе вместе с Богом в создании мира принимает участие Сатана: Бог посылает Сатану на дно морское за илом и песком, чтобы создать землю. Сатана всячески вредит Богу, утаивает во рту частицы ила, а потом выплёвывает их – так образовались болота и горы со скудной растительностью.

Образ мирового дерева

Мировое дерево, существующее в мифологии многих народов, у славян символизирует три области бытия: корни это начало или прошлое, ствол это середина жизни или настоящее, крона – конец или будущее. Дерево связывает три стихии – воду, землю и воздух. Крона дерева достигает небес, корни – подземного мира. Обряд новогоднего хоровода вокруг ели – это отголоски почитания священного мирового дерева.

Ярила и появление жизни на Земле

Когда-то Мать-сыра Земля была безжизненной, пребывала в глубоком сне, и на земле ничего не росло и не происходило. Молодой бог Ярила, сын Велеса, разбудил Землю своими ласками. От любви Земли и Ярилы появились моря и реки, леса и поля, расцвели цветы, запели птицы, появились звери и рыбы. А потом родился человек – Ярила ударил его своим солнечным посохом по темени, и у человека появился ум.

Борьба Перуна и Велеса

Велес был соперником Перуна в борьбе за господство на небесах. Велес обладал несметными сокровищами на земле и под землей: огромными стадами скота, подземными сокровищами, бесчисленными земными плодами. Но он завидовал Перуну, у которого по небу ходили коровы-тучи и барашки-облачка. Обернулся Велес змеем и согнал всё богатство Перуна с небес в свои подземные пещеры. На земле не стало дождей, наступила засуха. Разгневался Перун, подлетел на своей огненной колеснице к пещере Велеса и угрозами заставил его выйти из-под земли и скрываться бегом. Велес превращался то в человека, то в корову, то в коня, но Перун разоблачал его и бил своими огненными стрелами. Велес спрятался на дне морском, а Перун выпустил свои богатства на небо. Два дня шел благодатный дождь и напоил всю землю. Так Перун стал главным богом, а Велес прятался под землёй и под водой. 

Отражение культа языческих богов в древнерусских празднествах

Миф о Купале и Костроме

У бога Луны Семаргла и богини Ночи Купальницы родились прекрасные дети: девочка Кострома и мальчик Купала, названный в честь матери. Детей чествовали в Купальские праздники. Однажды в день Купалы к реке Ра прилетела птица смерти Сирин, чудесное пение которой заставляло слушателей забыть всё на свете. Так случилось с Купалой: очарованный песнями Сирин он последовал за ней в подземное царство Нави.

Кострома и Купала выросли в разлуке. Через годы при встрече брат и сестра не узнали друг друга, и в их сердцах вспыхнула любовь. Только после свадьбы они узнали о своей родственной связи. В отчаянии и горе молодые покончили с собой: Кострома бросилась в реку и стала русалкой (мавкой), а Купала кинулся в костёр. Боги сжалились над несчастными и превратили их в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья) с соцветиями – синими, как вода, поглотившая Мавку, и жёлтыми, как огонь костра, унесшем жизнь Купалы. Праздник Ивана Купалы – это ночь гаданий, прыганий через костёр, собирания целебных трав и поиска цветка папоротника.

Православие и древнерусские мифологические существа

Православная церковь отвергла языческие верования, но некоторые внешние элементы древнерусских ранних представлений отражены в народных традициях. Например, вера в особые свойства веточек молодой вербы, способствующей плодородию земли и прибавлению в семействе, а также помогающей при излечении от болезней, перешла от древних славян в главный символ праздника Вербного Воскресенья.

Специалисты находят, что отголоски древнерусских культов можно найти в почитании христианских святых. Культ древнерусского бога-громовержца Перуна отражён в почитании одного из самых главных христианских святых – сурового и грозного Ильи-пророка, который вызывает раскаты грома, проезжая по тучам в каменной колеснице и вызывая благодатные дожди. Поклонение Макоши нашло своё продолжение в христианском поклонении Параскеве (Параскеве-Пятнице): девушка Параскева, жившая в III веке и казнённая язычниками за приверженность христианской вере, была причислена церковью к лику святых. Специалисты видят следы культа солнечного бога Ярилы в поклонении христианскому святому Георгию Победоносцу; древнерусского бога Велеса – в поклонении христианскому святому Власию, покровителю животных. Впрочем, представители Церкви никогда и не отрицали, что православие вобрало в себя традиционные дохристианские элементы, что способствовало более плавной и безболезненной христианизации населения Руси.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11045 публикаций
Сайт: mednolit.com/mifologiya-drevnej-rusi
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...