05.12.2024 11:56
Аналитика.
Просмотров всего: 6090; сегодня: 2.

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал именно с печати лубков, а затем использовал эти традиции в оформлении многих выходивших в его издательстве книг.

Один из организаторов экспозиции — Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Подробнее о том, что можно увидеть на выставке, рассказала Арина Орлова, ее куратор.

Лубки в цвете

Иван Сытин родился в 1851 году в селе Гнездиково (Костромская губерния) в семье волостного писаря. После окончания трех классов школы мальчик отправился работать к своему дяде, торговцу мехами, а затем поступил в услужение к купцу Петру Шарапову, который определил его в книжную лавку. Юноша провел на этой работе 10 лет и за это время настолько полюбил книги, что всерьез задумался о том, чтобы связать с ними жизнь.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. Получив четыре тысячи рублей приданого и одолжив еще три, Иван Дмитриевич купил первый литографский станок и открыл мастерскую, которая всего через несколько лет выросла в типографию «Товарищество И.Д. Сытина и К». Станок был очень хорош: французский, печатающий в пять красок — по тем временам настоящая редкость и роскошь. Цветная печать обходилась дороже, но за счет спроса цены удавалось удерживать доступными даже для самых скромных покупателей.

В те времена у крестьян в ходу были сборники анекдотов, сонники, советы по хозяйству и другое легкое чтение подобного рода. Как выглядели эти издания, можно увидеть на выставке — здесь представлены обложки нескольких таких книг. Любили покупатели и лубочные картинки с изображением религиозных сюжетов или сцен из обычной повседневной жизни, дополненные шутливыми стишками. Сытин печатал картинки в цвете, чем снискал особую популярность, а распространял продукцию через офеней — так называли продавцов, развозивших товар по деревням и селам. В год типография Сытина печатала больше двух миллионов лубков.

Еще одна успешная идея Ивана Дмитриевича — выпуск карт боевых действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов с расположением воинских частей и укреплений. Новые листы выходили каждое утро.

Классики в пересказе

Лубочная литература, кроме сонников, песенников и сборников анекдотов, включала в себя народные сказки и былины, а также произведения мировой литературы, такие как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле и «Золушка» Шарля Перро. Правда, книги эти выходили в сильно переработанном виде, похожем скорее на вольный пересказ. Но это, кажется, было тем, что нужно для неискушенного читателя.

В 1884 году Иван Сытин в сотрудничестве с издательством «Посредник» обратился к произведениям Льва Толстого, Николая Лескова, Всеволода Гаршина, Владимира Короленко и других известных отечественных писателей, а также зарубежных философов и авторов художественной прозы. Это была качественная литература, предназначавшаяся для морально-нравственного развития читателя-крестьянина. 

Цены оставались невысокими — Иван Дмитриевич, как и всегда, ориентировался больше на простых покупателей. Он хотел, чтобы книги могли позволить себе все вне зависимости от достатка, поэтому бумагу приходилось использовать дешевую. Большой прибыли совместный проект с «Посредником» не приносил, но престижа Сытину добавил.

Не обходилось и без курьезов. Например, как-то раз некий автор принес в издательство рукопись с просьбой ее опубликовать. При более пристальном знакомстве оказалось, что это не что иное, как одно из произведений Николая Гоголя. Незадачливому автору рекомендовали написать что-то свое.

Для юной аудитории

Главную свою миссию Иван Сытин видел в том, чтобы делать знания более доступными для простого народа. Его детские издания представляли собой красочные энциклопедии для самых маленьких — они были посвящены и знакомству с разными науками («Два и три равно пяти», «Юный химик») и окружающим миром. Так, при подготовке книг про животных Сытин отправлял художников в зоопарк — на выставке есть две из этой серии: «Птицы» и «Звери». Изданиями с удовольствием пользовались школьные учителя.

Сейчас невозможно установить, кто именно из художников работал над той или иной книгой, ведь их имена редко выносили на обложку. Но известно, что с Иваном Дмитриевичем сотрудничали Елизавета Бем, Алексей Комаров, Николай Бартрам, Илья Репин, Константин Савицкий и другие известные иллюстраторы. На оплату их трудов издатель не скупился.

«Я в своем начинающем деле поступал по-новому: приглашал способных рисовальщиков и преданных делу печатников, платил им дороже, но требовал и лучшей работы, изучал вкусы народа. Результаты были блестящие», — вспоминал Сытин.

В большом количестве выходили сказки для детей. На выставке можно увидеть обложки «Сказки о Петре Королевиче и об его великих подвигах», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Кота в сапогах», «Колобка», «Морского царя» и других книг.

После революции 1917 года полиграфические предприятия национализировали, однако от дел Иван Дмитриевич не отошел — остался работать в своих бывших типографиях, которые располагались на Тверской и Пятницкой улицах.

Изображение (фото): М. Денисов. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11439 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/147379073/
Поделиться:

Интересно:

Тайный рекорд Олимпиады–80
19.07.2025 12:12 Аналитика
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина.  О том, как создавался уникальный факел в непростой обстановке на международной арене и какие технические подвиги совершили советские учёные – в материале. В 1934 году Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении торжественной церемонии зажжения олимпийского огня в Афинах. В её основе заложен древнегреческий миф о титане Прометее, который, ослушавшись богов, похитил огонь с горы Олимп и передал его людям. В благодарность за этот дар люди установили обряд зажжения и перенесения олимпийского огня из Греции в место проведения Олимпиады. Этим великолепным зрелищем открываются Олимпийские игры...
В. В. Путин наградил внучку героя ВОВ генерала И. В. Панфилова
18.07.2025 18:19 Новости
В. В. Путин наградил внучку героя ВОВ генерала И. В. Панфилова
Президент России Владимир Путин наградил почетной грамотой за заслуги в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества между РФ и Казахстаном внучку героя Великой Отечественной войны генерала Ивана Панфилова, директора Военно-исторического музея Вооруженных сил Казахстана Алуа Байкадамову. Об этом говорится в распоряжении президента РФ, передает ТАСС. "3а заслуги в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества между Россией и Казахстаном наградить почетной грамотой президента Российской Федерации Байкадамову Алуа Бахитжановну - директора Военно-исторического музея Вооруженных сил Республики Казахстан, гражданку Республики Казахстан", - говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации. Герой Советского Союза Иван Панфилов в годы Великой Отечественной войны принимал участие в битве за Москву - он командовал 316-й стрелковой дивизией, большую часть...
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
15.07.2025 15:14 Новости
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
На проходящей в Париже под председательством Болгарии 47-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении российского культурного объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещера Шульган-Таш (Капова пещера), расположенная в заповеднике «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан, представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это – хранилище древнейших наскальных рисунков Северной Евразии, которое включает в себя более 200 уникальных изображений людей, животных и геометрических знаков, возраст которых от 16 до 20 тысяч лет. Стилистические особенности изображений свидетельствуют о сильной самобытной местной традиции и символизме древних художников. Изображение двугорбого верблюда-бактриана является самым древним из ныне известных рисунков этого животного в...
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
15.07.2025 15:12 Мероприятия
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
В Общественной палате Российской Федерации прошел Круглый стол на тему: Сохранение исторической памяти о героях Чеченской Республики – участниках Великой Отечественной войны на Медиаплатформе «Сеть истории». Организаторами и участниками круглого стали выступили: Комиссия Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике, Общественная палата Чеченской Республики, Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов мира», Региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в Чеченской Республике, ООО «Альянс Медиа Центр», Поисковый отряд «Терский Рубеж». В ходе обсуждения вопросов по разным методикам сохранения исторической памяти Генеральный директор ООО «Альянс Медиа Центр» Игорь Городничий презентовал проект Медиаплатформы «Сеть истории», рассказав о...
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
14.07.2025 12:09 Консультации
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
Прежде, чем купить винтовой компрессор для компании, производящей напитки, необходимо тщательно разобраться в том, какие задачи решает промышленный винтовой компрессор для производства такого типа. В первую очередь, воздушный компрессор вырабатывает сжатый воздух для средств автоматизации производства. Сжатый воздух применяется для управления клапанами и механизмами в составе автоматизированных линий для заполнения, упаковки и розлива. Безмасляный сжатый воздух (частицы масла, используемого для смазывания компрессора, могут попадаться в воздухе, если на производстве используется маслозаполненный/маслосмазываемый компрессор) гарантирует безопасность вашей продукции. Следующий этап использования сжатого воздуха - транспортировка при помощи пневматических конвейеров. С его помощью по трубам подаются сухие ингредиенты (порошковое молоко, какао, другие смеси). Если воздух, подаваемый...