20.07.2023 12:50
Аналитика.
Просмотров всего: 24881; сегодня: 3.

Большинство россиян посещают ТЦ для покупки продуктов и товаров

Большинство россиян посещают ТЦ для покупки продуктов и товаров

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о посещении россиянами торговых центров, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Кто ходит в торговые центры?..

Розничная торговля за последние годы переживала трудности — ограничительные, карантинные меры, долгие периоды самоизоляции граждан, уход одних брендов и приход других. При этом активное развитие переживает онлайн-шопинг, который составляет все большую конкуренцию привычным форматам торговли «через прилавок». Как показал опрос, в общей сложности с разной периодичностью посещают торговые центры 71% россиян (2018 г. — 75%). За пять лет доля россиян, посещающих торговые центры раз в месяц и чаще, не изменилась — и сегодня, и в 2018 г. она составляла 53%. При этом доля тех, кто не посещает торговые центры, выросла за пять лет на 6 п.п. (2023 г. — 29%, 2018 г. — 23%). Такие результаты могут говорить как о том, что торговые центры «достигли потолка» своей аудитории, так и о том, что покупатели по каким-то причинам ограничивают себя в походах по торговым центрам, например экономят, и поэтому аудитория не растет. Также это может указывать и на то, что покупательская активность не снизилась или даже подросла, но перетекла в онлайн.

Типичный ежемесячный посетитель ТЦ (посещает раз в месяц и чаще) — мужчина (61% vs. 46% женщин), преимущественно молодого возраста до 35 лет (64-67% vs. 38% среди тех, кто старше 60 лет), с неполным высшим или высшим образованием (61%), с хорошим материальным положением (61% vs. 41% в группе с плохим материальным положением), житель одной из столиц или крупного города (68% и 60% соответственно vs. 42% и 40% среди жителей населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. и жителей сел), активный пользователь интернета (60% vs. 33% среди «телезрителей»), а также проживающий в Уральском или Сибирском федеральном округе (по 60% vs. 53% среди всех россиян).

Типичный россиянин, не посещавший ТЦ за последний год, — женщина (32% vs. 25% мужчин), преимущественно старше 60 лет (48% vs. 12% среди 18-24-летних), с образованием на уровне среднего специального и ниже (49-37%), с плохим материальным положением (36% vs. 26% в группе с хорошим материальным положением), жительница населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. или жительница села (38% и 46% соответственно vs. 15% в Москве и Санкт-Петербурге), активный потребитель телевидения (60% vs. 18% среди тех, кто предпочитает интернет), проживающая в Северо-Кавказском федеральном округе (по 50% vs. 29% среди всех россиян).

…и зачем?

Современный торговый центр — это не только возможность шопинга, здесь можно посетить кафе или ресторан, организовать досуг себе и детям, встретиться с друзьями, позаниматься спортом, сходить в кино и многое другое. Как показало исследование, покупка продуктов и товаров длительного пользования остается главным мотивом посещения торговых центров — 71% и 65% соответственно. Сильно отстает общепит, которым пользуются 39% посетителей торговых центров. Далее следует «развлекательный кластер» — кино (26%), детские комнаты (25%), встречи с друзьями (23%), развлекательные мероприятия (11%). Условно «полезные» форматы проведения времени в торговом центре называют гораздо реже: 9% занимались спортом или фитнесом, 6% заходили на образовательные мероприятия. Иными словами, торговые центры — это место больше для развлечения, а не для «сосредоточения».

Мужчины и женщины ходят в торговые центры с примерно одинаковыми целями, можно отметить лишь то, что женщины чаще совершают покупки товаров длительного пользования (68% vs. 61%). А вот стратегии посещения торговых центров у людей разного возраста различаются, но покупки остаются на первых местах во всех возрастных группах.

Посетители 18-24 лет: стратегия «шопинг, общепит и досуг для себя» — чаще других приходят в торговый центр за отдыхом и развлечениями, каждый второй ходил в кино (49% от числа посетителей этого возраста), 44% встречаются с друзьями, 26% посещают развлекательные мероприятия, 19% занимаются спортом.

Посетители 25-34 лет: стратегия «шопинг, общепит, досуг для себя и для детей» — еще сохраняется развлекательная активность, как, например, встречи с друзьями (38%), посещение кафе, ресторанов (57%), но реже, чем у молодежи до 25 лет. В то же время именно на эту группу приходится дебют интереса к детским комнатам — 34% (vs. 6% в группе 18-24 лет), это легко объясняется тем, что в таком возрасте люди зачастую уже являются родителями.).

Посетители 35-44 лет: стратегия «шопинг, общепит и досуг для детей» — в этом возрасте уже подрастают дети, их может быть больше одного, поэтому посещение детских комнат и развлечений для детей опережает все другие форматы активности — 37%. Остальные варианты досуга звучат намного реже, например, проводят время с друзьями 20%, это в два раза меньше, чем 18-24-летние (44%); ходят в кино 28% (vs. 49% в группе 18-24-летних).

Посетители 45-59 лет: стратегия «преимущественно шопинг и общепит» — подросшие дети перешли в группу самостоятельных посетителей и внуками полноценно не заместились: процент тех, кто приводит в торговый центр детей на развлечения, снижается (22%). Продолжает снижаться интерес и к другим видам досуга, например, развлекательные мероприятия указывают только 6%. Возможно, предлагаемые торговыми центрами форматы активности нацелены на более молодую аудиторию и не находят отклика у людей среднего и старшего возраста. Но может быть и другая ситуация — в этой группе попросту снижается желание вести активный образ жизни.

Посетители старше 60: стратегия «преимущественно шопинг» — в этой группе 81% приходят в торговые центры, чтобы купить продукты, еще 49% покупают товары длительного пользования. Остальные предложения торговых центров не пользуются популярностью у посетителей старшего возраста. Посещают заведения общепита в этой группе 18% — минимум среди всех возрастных групп.

На цели посещения торговых центров также влияет материальный статус семьи. Посетители с хорошим материальным положением проводят время в торговых центрах более разнообразно, чаще совершают покупки товаров длительного пользования (66% vs. 55% в группе с плохим материальным положением), посещают развлекательные мероприятия (16% vs. 10%), заведения общепита (46% vs. 36%), в два раза чаще ходят в кино (30% vs. 16%) и проводят время с друзьями (26% vs. 11%), а также чаще водят детей в детские комнаты (24% vs. 16%).

Жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще других посещают места общественного питания в торговых центрах — 54% (vs. 39% среди всех россиян и 27% среди сельчан) и реже других водят туда детей в детские комнаты — 18% (vs. 25% среди всех россиян). По-видимому, в столицах сфера детского досуга представлена большим числом предложений, тогда как в других городах именно торговый центр зачастую является основным поставщиком детских развлекательных событий.

Расскажите про покупки!

Последний год для розничной торговли в целом и торговых центров в том числе стал особенно непростым в силу ухода ряда брендов. При этом большая часть посетителей ТЦ не заметили, чтобы ассортимент товаров как-либо изменился за последние полгода (61%), 23% отметили, что ассортимент стал беднее, а 10%, напротив, увидели, что выбор товаров стал богаче. О том, что выбор стал хуже, чаще других говорят 25-34-летние (36%), активные пользователи интернета (34%), аудитория с неполным высшим и высшим образованием (31%) и те, кто имеет плохое материальное положение (34%). Чем больше размер населенного пункта, тем чаще опрошенные сетуют на недостаточный ассортимент — 14% на селе и 31% в обеих столицах.

Каждый второй посетитель торгового центра (49%) отметил, что сегодня здесь можно найти большинство товаров, еще 42% — что можно найти любой товар. Еще 6% отмечают дефицит многих товаров (среди 25-34-летних — 13%).

Женщины чаще, чем мужчины, довольны ассортиментом товаров в торговых центрах: 45% убеждены, что здесь можно найти любой товар (vs. 39% мужчин). Мужчины менее оптимистичны, они чаще выбирают вариант «можно найти большинство товаров» — 52% (vs. 46% женщин).

По мнению посетителей, для похода в торговый центр при себе нужно иметь в среднем около десяти тысяч рублей (9 524 руб.), 8% полагают, что туда можно ходить и без денег. Более скромные суммы называли посетители старше 60 лет и молодежь 18-24 лет (6 731 руб. и 7 807 руб. соответственно), а максимум пришелся на группу 45-59 лет — 12 186 руб. При этом посетители с хорошим материальным положением называли меньшие суммы, чем те, кто описывает материальное положение как плохое: 8 852 руб. и 12 560 руб. соответственно.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12163 публикации
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/po-magazinam-trendy-potreblenija-v-torgovykh-centrakh-2023
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...