28.07.2023 14:57
Консультации.
Просмотров всего: 4573; сегодня: 1.

Сурдопедагог – кто это?

Учитель-сурдопедагог – специалист редкой, но востребованной специальности. Сурдопедагога часто путают с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом. Распространено мнение о том, что сурдопедагог учит детей жестам и работает в специальной школе-интернате. Так ли это?

Профессия сурдопедагога многогранна и очень интересна, поскольку этот специалист занимается всесторонним развитием детей с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, дети после протезирования слуховым кохлеарным имплантом). Основная задача учителя-сурдопедагога – развитие звуковой речи, поэтому сурдопедагог учит детей общаться с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. Так же сурдопедагог занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.

В чем особенность работы учителя-сурдопедагога? Это специалист, который знает закономерности речевого и общего развития ребенка, может оценить особенности развития ребенка и уровень сформированности у него речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей. Учитель-сурдопедагог помогает детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, заговорить; разбирается в вопросах специфических трудностей в обучении и способах их преодоления у детей школьного возраста; развивает коммуникативные навыки; обучает чтению, письму и счёту. Ещё этот специалист занимается сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.

Где и с кем может работать сурдопедагог?

Сурдопедагог – специалист, работающий с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми людьми. Чаще всего этого специалиста можно встретить в специализированных образовательных учреждениях: это государственные детские сады и школы, осуществляющие коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими снижения слуха или же в образовательных учреждениях, работающих по программам инклюзии. Работают сурдопедагоги и в частных образовательных и развивающих центрах, центрах содействия семейному воспитанию, психолого-педагогических комиссиях. Также сурдопедагог может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, в медицинских учреждениях, вести частную практику. В зависимости от возраста человека и степени снижения слуха сурдопедагог решает различные задачи, используя индивидуальный подход, активно сотрудничает с врачами-сурдологами и аудиологами.

Где же нужно учиться, чтобы стать сурдопедагогом?

Будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В университете будущие сурдопедагоги изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха, методики коррекционной работы, методы работы с семьей, общую и специальную педагогику и психологию, филологию, основы физиологии и анатомии человека, аудиологию и слухопротезирование, неврологию, дактиль и жестовый язык, технологии обучения русскому языку, чтению, математике и многое другое. Для успешной работы в будущем студенты-сурдопедагоги за время учёбы посещают различные базы практики, где у них есть возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и самостоятельно проводить занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Практика проводится под обязательным руководством педагогов университета и специалистов в учреждениях.

Профессия учителя-сурдопедагога позволяет овладеть широким спектром знаний, постоянно развиваться, осваивать новые компетенции, реализовывать на практике современные традиционные и альтернативные технологии работы. Несомненно, методы и приемы работы учителя-сурдопедагога существенно отличаются от работы со слышащими детьми. Изучают сурдопедагоги и жестовый язык, так как он официально является языком сообщества неслышащих людей.

Одним из достоинств деятельности сурдопедагога является то, что результат совместно проделанной с родителями и ребенком работы очевиден всем участникам образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, возможность бесконечно развивать свои личностные и профессиональные навыки.

Автор: Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук.


Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...