28.07.2023 15:57
Консультации.
Просмотров всего: 5464; сегодня: 1.

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Несколько лет назад одна из школ города Москвы проводила свое традиционное мероприятие «День науки». Меня пригласили выступить перед обучающимися старших классов и рассказать, что является предметом науки дефектологии. 

В начале нашей беседы я поинтересовалась у школьников, знают ли они, чем занимается учитель-дефектолог. Была приятно удивлена, когда в аудитории поднялось довольно много рук. Как же ответили на мой вопрос подростки? Позволю себе привести несколько выдержек из их ответов: «это учитель, который учит детей-инвалидов», «он проводит занятия с младшеклассниками, кто не очень хорошо понимает учебный материал», «работает в детском саду и в школе», «в нашей школе учатся особенные дети, он помогает им осваивать программу», «моя сестра плохо видит, с ней учитель-дефектолог занимается в детском саду».

Так кто же такой учитель-дефектолог? С кем и какие занятия проводит? Где он работает? Что он должен уметь и как им можно стать? Давайте попробуем сегодня хотя бы кратко ответить на эти вопросы.

Учитель-дефектолог – это педагогический работник, который обеспечивает организацию деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью. Эта деятельность должна быть направлена на овладение обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. Поэтому в функции учителя дефектолога входит развитие и формирование личности детей и подростков, предупреждение, коррекция и компенсация нарушений развития обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных условий для получения образования, и именно дефектолог является тем специалистом, который знает какие условия нужны для успешного освоения учебной программы ребенку с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  В полном объеме трудовые функции этого специалиста приводятся в стандарте профессиональной деятельности учителя-дефектолога, опубликованном в марте 2023 года, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Дефектология как наука занимается не только теорией, изучающей особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разработкой и внедрением эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Учитель-дефектолог может иметь разную специализацию: так, учитель-дефектолог, который работает с детьми и подростками с нарушениями зрения, называется тифлопедагогом, с глухими или слабослышащими работает сурдопедагог, а олигофренопедагог проводит занятия, направленные на коррекцию и компенсацию развития детей дошкольного, школьного и подросткового возраста с задержкой психического развития, обучает детей с интеллектуальной недостаточностью.

Не один раз я интересовалась у своих коллег: что они считают важным в своей работе? Одни говорили о том, что нужно обладать высокой концентрацией внимания, ведь оно необходимо им в их профессиональной деятельности и в процессе проведения диагностических мероприятий, и для выявления изменений в развитии обучающихся, и для предупреждения нежелательного поведения у детей и подростков. На основе наблюдений и их грамотного анализа специалист может правильно и своевременно подобрать или самостоятельно разработать эффективную методику работы для конкретного ребенка, при необходимости скорректировать ее или изменить. Шел у нас разговор и о стрессоустойчивости, терпеливости, тактичности, которые безусловно необходимы специалистам, работающим с людьми, имеющими физические и психические отклонения. Некоторые коллеги отмечали, что учителю-дефектологу очень важно иметь грамотную речь, ведь она является образцом и примером для подражания обучающимся. Не забывали о коммуникабельности, ведь учителю-дефектологу в процессе своей деятельности необходимо общаться с детьми разного возраста, их родителями, с коллегами (воспитателями, учителями, тьюторами, педагогами-психологами и др.), которые занимаются с ребенком. Говорили и о знании и умении использования альтернативных средств коммуникации. Также практикующие учителя-дефектологи отмечали необходимость в постоянном расширении своего профессионального кругозора как посредством знакомства с материалами образовательных форумов, круглых столов, открытых педагогических советов, так и при прохождении курсов повышения квалификации, при чтении педагогической литературы, средств массовой информации, а также при общении со своими коллегами из других образовательных организаций, причем не только своего города, но и из других регионов.

Если вы думаете, что учитель-дефектолог может работать только в дошкольных образовательных учреждениях или специальных (коррекционных) школах, то вы глубоко заблуждаетесь. В настоящее время этот специалист необходим в государственных и частных образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.

Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения. По своей сути эта профессия находится на стыке сразу нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение разных дисциплин помогает будущим учителям дефектологам адаптировать к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать и обучать их.

Автор: Подвальная Елена Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук.

Тематические сайты: Дети, Наука, Образование, Профориентация и подготовка
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 156 публикаций
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг.
20.04.2025 12:12 Аналитика
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план "Барбаросса"». Маршал Г. К. Жуков  В начале сентября 1941 г. немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. План операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга. 30 сентября 1941 г. началась Московская стратегическая оборонительная операция. В результате кровопролитных боёв и упорного сопротивления советских войск в ноябре 1941 г. наступление немцев было остановлено. А 5-6 декабря 1941 г., когда стало ясно, что наступательные возможности противника исчерпаны, советские войска перешли в контрнаступление. В...
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...