24.08.2023 18:18
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 1368; сегодня: 1.

Как создать подросткам безопасную и гармоничную среду для развития?

Как создать подросткам безопасную и гармоничную среду для развития?

Подростковый возраст – это уникальный период, полный перемен и вызовов, когда несовершеннолетние начинают искать место в обществе и формировать свою самоидентичность, время, когда потребность в социальных контактах со сверстниками приобретает высокую интенсивность и особую значимость. В этот период многие подростки сталкиваются с различными, в том числе и негативными явлениями, в контексте межличностного взаимодействия, которые могут оставить глубокие следы в их психологическом и эмоциональном развитии. Одним из таких явлений является форма психологического насилия, названная на современный лад буллингом. Профилактика буллинга в подростковом возрасте играет решающую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы для каждого ребенка в особенности в образовательной среде.

Буллинг: понятие и последствия

Буллинг среди подростков – это одна из форм систематического психологического насилия, которая оказывается обычно группой подростков в отношении одного или нескольких сверстников. Данная форма насилия связана с унижением, запугиванием или иными видами психологической или физической агрессии. Это явление способно оказать глубокое негативное воздействие на психологическое состояние, которое может проявляться в повышении тревожности, снижении самооценки, формировании депрессивных состояний, и даже в возникновении суицидальных мыслей. 

Но что же мы можем противопоставить такому мощному и негативному феномену как буллинг? Один из наиболее важных аспектов, который может сыграть решающую роль процессе профилактики буллинга среди подростков – это эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект и буллинг

Эмоциональный интеллект (далее ЭИ) – это набор личностных способностей, связанных с понимаем, управлением и использованием своих чувств и эмоций для эффективного взаимодействия с другими людьми. Подростки обладающие развитым ЭИ имеют определенные преимущества над сверстниками в общении, в разрешении конфликтов и в принятии эмоционально взвешенных решений.

Возникает логичный вопрос: как связан ЭИ с профилактикой буллинга? Оказывается, связь эта крайне глубокая и прямая. Подростки с высоким уровнем ЭИ способны лучше распознавать свои и чужие эмоции и чувства, что делает их более чуткими к потребностям окружающих, они лучше управляют своими эмоциональными состояниями, более эмпатичны и чувствительны к себе и окружающим. 

Развитие ЭИ так же напрямую связано с улучшением самооценки подростков. Когда подросток понимает свои эмоции и умеет справляться с ними, он начинает чувствовать большую уверенность в себе. Все это становится своего рода барьером для буллинга, так как уверенный в себе подросток реже подвергается негативному воздействию со стороны агрессоров и сам реже станет проявлять агрессию без повода.

Развитие ЭИ также помогает подросткам лучше понимать и распознавать ситуации буллинга. Эмоционально развитые подростки обладают способностью лучше чувствовать даже скрытые признаки агрессии. Это делает их более готовыми действовать и защищать друг друга от буллинга.

Родители и педагоги безусловно играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у подростков. Открытый и поддерживающий диалог помогает подросткам осознавать и разбираться в своих эмоциях. Необходимым примером для подростков является демонстрация взрослыми уважения друг к другу, толерантности и умений адекватно выражать свои чувства, эмоции и ощущения.

Родители могут демонстрировать здоровые способы выражения эмоций, обсуждать их с детьми и создавать поддерживающую атмосферу для открытого общения. В школах же следует внедрять уроки, направленные на развитие навыков ЭИ. Эти уроки могут включать в себя игры, ролевые упражнения, обсуждение эмоций и многое другое. Также важно обсуждать с подростками случаи буллинга и их эмоциональные реакции на такие события.

 Автор: Дегтярёв Артем Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий гештальт-терапевт.

Тематические сайты: Дети, Психология
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 154 публикации
Сайт: mgppu.ru/project/83
Поделиться:

Интересно:

100-летие детского лагеря «Артек» отметят маштабно
22.07.2024 17:01 Новости
100-летие детского лагеря «Артек» отметят маштабно
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко провёл второе заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия Международного детского центра «Артек». Оно состоялось во дворце Суук-Су в рамках восьмой международной смены «Артек...
Спектакль-концерт «Бедные люди» прошел в Подмосковье
22.07.2024 10:53 Новости
Спектакль-концерт «Бедные люди» прошел в Подмосковье
На фестивале Достоевского в Зарайске прошел спектакль-концерт «Бедные люди». Это не обычный фестиваль искусств. Он предлагал взглянуть на жизнь и произведения великого русского писателя в новом ракурсе, что подчеркивает и его название: «Достоевский. Фестиваль-путешествие в Зарайск». Гости смогли не...
Иван Мичурин - русский биолог, великий садовод и маг селекции
22.07.2024 09:50 Новости
Иван Мичурин - русский биолог, великий садовод и маг селекции
Мичурин мог часами разговаривать с погибающим растением, и оно возвращалось к жизни. Мог спокойно войти в любой двор и огромные сторожевые псы не лаяли. Более того, птицы без опаски садились ему на шляпу, плечи, ладонь и клевали зерна. Только в 51 год он начал печатать свои научные работы...
Сегодня чествуют героев, отразивших первый авианалет на Москву
22.07.2024 09:33 Новости
Сегодня чествуют героев, отразивших первый авианалет на Москву
День защитников неба Москвы отмечается 22 июля и установлен в память успешного отражения первого вражеского авианалета на столицу в ходе Великой Отечественной войны, осуществленного 22 июля 1941 года. Идея отмечать годовщину первого авианалета на Москву принадлежала народному артисту СССР Юрию...
Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
21.07.2024 11:04 Новости
Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
В 1711 году Петр Великий затеял один из своих самых неудачных военных походов. Русское царство находилось в крайне сложном положении и практически было вынуждено вести войну на два фронта — со Шведской империей на севере и Османской на юге. Прутский поход должен был разом покончить со всеми...