08.04.2024 10:18, Редакция: 08.04.2025 09:04
Новости.
Просмотров всего: 12070; сегодня: 10.

К годовщине окончания Гражданской войны в Испании

К годовщине окончания Гражданской войны в Испании

17 июля 1936 года с военного мятежа националистов генерала Ф. Франко против правительства Второй Испанской Республики в Испании началась гражданская война, окончившаяся 1 апреля 1939 года.

На стороне республиканцев сражались интернациональные бригады добровольцев из разных стран, а также более двух тысяч советских военнослужащих, в том числе многие будущие известные военачальники Великой Отечественной войны. Мятежников поддержали нацистская Германия и фашистская Италия. Война в Испании завершилась победой мятежников и установлением диктатуры Ф. Франко.

В ходе войны в Советский Союз эмигрировало несколько тысяч испанцев, бежавших от франкистов. Многие страны приняли участие в эвакуации детей за пределы воюющей Испании.

В Советский Союз первый пароход с детьми испанских коммунистов и сторонников Республики прибыл в 1937 г. В СССР для них были созданы специальные детские дома. 

Первый детский дом был открыт в августе 1937 г. (находился в подчинении Народного комиссариата обороны СССР) в московском особняке по адресу Большая Пироговская улица, 13 (по соседству с нынешним комплексом зданий ГА РФ). Однако уже постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 сентября 1937 г. № 1621-363с «О руководстве обслуживанием и воспитанием испанских детей, находящихся в СССР и вновь прибывающих» вся работа по размещению, административно-хозяйственному обслуживанию, воспитанию и обучению испанских детей, находившихся в стране, была возложена на Народные комиссариаты просвещения (Наркомпросы) РСФСР и Украинской ССР. Во исполнение этого постановления Наркомпрос РСФСР к ноябрю того же года открыл семь детдомов. В составе Управления детскими домами Наркомпроса РСФСР был организован Отдел детдомов специального назначения.

Встречи прибывающих в страну испанских детей были торжественными. Согласно плану одной из таких встреч осенью 1937 г. на украшенном флагами Октябрьском (в настоящее время Ленинградский) вокзале Москвы детей встречали представители партийных и государственных органов, 150 пионеров и оркестр.

Разумеется, испанские дети тяжело переносили расставание с семьей и домом. Кроме того, они прибыли из страны, охваченной войной, что не могло не наложить свой отпечаток. По свидетельствам документов, дети использовали слово «фашист» в качестве ругательства по отношению друг к другу, а также при виде белогвардейцев в советских кинофильмах, фильмы о войне вызывали у них слезы. Поэтому одной из первостепенных задач на этапе приема в детские дома стало «отвлечение детей от тяжелых впечатлений войны».

В документах отмечено, что испанские дети прибыли в Советский Союз сильно истощенными, с хроническими заболеваниями. На начальном этапе их пребывания предпринимались значительные меры по лечению и профилактике: вывоз на курорты, усиленное питание. По смете 1938 г. на питание испанского ребенка ежедневно выделялось почти в три раза больше средств, чем в обычных детдомах страны.

По истечении периода адаптации обращение с детьми становилось более строгим. Так, по результатам проверки одного из детдомов в начале 1939 г. отмечалось: «Поставленные в хорошие материальные условия и имея огромный штат обслуживающего персонала, дети могут воспитаться барчуками, в духе, противном задачам нашей советской педагогики. Слишком много праздничной, парадной шумихи… Работники детдома живут вчерашним днем торжественных встреч детей героической Испании, которые были нужны в свое время, но не могут быть основами советского воспитания» (ГА РФ. Ф. А-307. Оп. 1. Д. 226. Л. 5об.–6.)

О содержании таких основ дает представление «Положение о детском доме для испанских детей», подготовленное Наркомпросом РСФСР весной 1938 года. Первым пунктом детдом провозглашался «государственным учреждением, осуществляющим коммунистическое воспитание детей». А его первой задачей – «воспитать энергичных строителей коммунистического общества, беззаветно преданных социалистическому отечеству трудящихся всего мира – Советскому Союзу, борцов против фашизма, борцов за свободную и независимую Испанию».

В начале 1939 г. на территории РСФСР существовали десять детских домов: один в Москве (переданный из подчинения Наркомата обороны), три в Московской области, два в Ленинграде, два в городе Пушкин Ленинградской области, один на территории современной Калужской области, один в Евпатории в Крыму. Их контингенты насчитывали от 60 до почти 500 человек, а всего в названных детдомах было более 2200 детей. Еще около 650 ребят содержались в пяти детдомах на территории Украинской ССР в ведении республиканского Наркомата просвещения.

В детских домах жили испанцы в основном школьного возраста, но имелись и дошкольные отделения с детьми от 3 до 7 лет. При каждом детдоме действовала неполная средняя школа (7 классов). Русский язык изучался как иностранный, а преподавание всех остальных предметов велось на испанском языке, для чего были переведены и заново написаны учебники. Помимо местного персонала, в детдомах работали 150 испанцев, почти половину из которых составляли учителя. При этом, по мнению начальника отдела детдомов спецназначения, «испанские работники требуют к себе особого внимания в связи с тем, что многие из них направлялись с детьми в СССР совершенно случайно, без всякого организованного подбора» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6005. Л. 13).

Несколько позднее были открыты два дома испанской молодежи: в Москве и Ленинграде с общим контингентом более 300 человек. Они принимали выпускников детдомов с 17-летнего возраста, поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения. Пребывание в домах молодежи ограничивалось возрастом в 21 год.

1939-й стал годом не только падения Испанской республики, но и начала Второй мировой войны. Двумя годами позже войска нацистской Германии и ее сателлитов – в том числе франкистов, от которых когда-то бежали испанские дети – напали на их новый дом, Советский Союз. Обитатели испанских детдомов разделили с советским народом тяготы военного времени: блокаду, эвакуацию, быт и труд в тылу. Многие бывшие воспитанники погибли, сражаясь на фронте. После войны одни испанцы уехали из Советского Союза, другие остались здесь на всю жизнь.

Текст: К.В. Ривчак, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).


Исторические события:


Личная карта воспитанника детского дома №1 для испанских детей А.Г. Кардиаса. 13 февраля 1938 г. ГА РФ
Личная карта воспитанника детского дома №1 для испанских детей А.Г. Кардиаса. 13 февраля 1938 г. ГА РФ

Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ
Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ

Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ
Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11065 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7557
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...