05.12.2024 11:56
Аналитика.
Просмотров всего: 6399; сегодня: 1.

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал именно с печати лубков, а затем использовал эти традиции в оформлении многих выходивших в его издательстве книг.

Один из организаторов экспозиции — Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Подробнее о том, что можно увидеть на выставке, рассказала Арина Орлова, ее куратор.

Лубки в цвете

Иван Сытин родился в 1851 году в селе Гнездиково (Костромская губерния) в семье волостного писаря. После окончания трех классов школы мальчик отправился работать к своему дяде, торговцу мехами, а затем поступил в услужение к купцу Петру Шарапову, который определил его в книжную лавку. Юноша провел на этой работе 10 лет и за это время настолько полюбил книги, что всерьез задумался о том, чтобы связать с ними жизнь.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. Получив четыре тысячи рублей приданого и одолжив еще три, Иван Дмитриевич купил первый литографский станок и открыл мастерскую, которая всего через несколько лет выросла в типографию «Товарищество И.Д. Сытина и К». Станок был очень хорош: французский, печатающий в пять красок — по тем временам настоящая редкость и роскошь. Цветная печать обходилась дороже, но за счет спроса цены удавалось удерживать доступными даже для самых скромных покупателей.

В те времена у крестьян в ходу были сборники анекдотов, сонники, советы по хозяйству и другое легкое чтение подобного рода. Как выглядели эти издания, можно увидеть на выставке — здесь представлены обложки нескольких таких книг. Любили покупатели и лубочные картинки с изображением религиозных сюжетов или сцен из обычной повседневной жизни, дополненные шутливыми стишками. Сытин печатал картинки в цвете, чем снискал особую популярность, а распространял продукцию через офеней — так называли продавцов, развозивших товар по деревням и селам. В год типография Сытина печатала больше двух миллионов лубков.

Еще одна успешная идея Ивана Дмитриевича — выпуск карт боевых действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов с расположением воинских частей и укреплений. Новые листы выходили каждое утро.

Классики в пересказе

Лубочная литература, кроме сонников, песенников и сборников анекдотов, включала в себя народные сказки и былины, а также произведения мировой литературы, такие как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле и «Золушка» Шарля Перро. Правда, книги эти выходили в сильно переработанном виде, похожем скорее на вольный пересказ. Но это, кажется, было тем, что нужно для неискушенного читателя.

В 1884 году Иван Сытин в сотрудничестве с издательством «Посредник» обратился к произведениям Льва Толстого, Николая Лескова, Всеволода Гаршина, Владимира Короленко и других известных отечественных писателей, а также зарубежных философов и авторов художественной прозы. Это была качественная литература, предназначавшаяся для морально-нравственного развития читателя-крестьянина. 

Цены оставались невысокими — Иван Дмитриевич, как и всегда, ориентировался больше на простых покупателей. Он хотел, чтобы книги могли позволить себе все вне зависимости от достатка, поэтому бумагу приходилось использовать дешевую. Большой прибыли совместный проект с «Посредником» не приносил, но престижа Сытину добавил.

Не обходилось и без курьезов. Например, как-то раз некий автор принес в издательство рукопись с просьбой ее опубликовать. При более пристальном знакомстве оказалось, что это не что иное, как одно из произведений Николая Гоголя. Незадачливому автору рекомендовали написать что-то свое.

Для юной аудитории

Главную свою миссию Иван Сытин видел в том, чтобы делать знания более доступными для простого народа. Его детские издания представляли собой красочные энциклопедии для самых маленьких — они были посвящены и знакомству с разными науками («Два и три равно пяти», «Юный химик») и окружающим миром. Так, при подготовке книг про животных Сытин отправлял художников в зоопарк — на выставке есть две из этой серии: «Птицы» и «Звери». Изданиями с удовольствием пользовались школьные учителя.

Сейчас невозможно установить, кто именно из художников работал над той или иной книгой, ведь их имена редко выносили на обложку. Но известно, что с Иваном Дмитриевичем сотрудничали Елизавета Бем, Алексей Комаров, Николай Бартрам, Илья Репин, Константин Савицкий и другие известные иллюстраторы. На оплату их трудов издатель не скупился.

«Я в своем начинающем деле поступал по-новому: приглашал способных рисовальщиков и преданных делу печатников, платил им дороже, но требовал и лучшей работы, изучал вкусы народа. Результаты были блестящие», — вспоминал Сытин.

В большом количестве выходили сказки для детей. На выставке можно увидеть обложки «Сказки о Петре Королевиче и об его великих подвигах», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Кота в сапогах», «Колобка», «Морского царя» и других книг.

После революции 1917 года полиграфические предприятия национализировали, однако от дел Иван Дмитриевич не отошел — остался работать в своих бывших типографиях, которые располагались на Тверской и Пятницкой улицах.

Изображение (фото): М. Денисов. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях

Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12184 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/147379073/
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...